House Russian Guitars

GUITARIUM

Московская студия "Дом русской гитары" принимает заказы на изготовление акустических гитар на 2024 год.

Обучение и стажировка гитарных мастеров: +7-926-187-46-34   /   +7-999-909-94-47


«Эволюционная методика проектирования и строительства дек музыкальных инструментов»

Я гитарный мастер-акустик Евгений Ермаков приветствую мастеров национальных музыкальных инструментов приехавших на 13 московский фестиваль «Созвездие Мастеров». Здрав будьте, коничева, нихау, гот дей, hello, guten tag, есас, хола : Здравствуйте Коллеги! Как много звучаний одного и того же слова приветствия! А вот в Академической среде, изъясняющейся на латинском языке, перевод слова Акустика обозначается всегда только однозначно —Звучание! ◦ Музыкальных инструментов большое многообразие - но все они должны звучать музыкально, гармонично и желательно широкотонально. ◦ Поскольку сегодня собрались профессионалы струнных инструментов - балалаек и домр, будет уместно расмотреть основной элемент их объединяющий , и это - дека, как основной излучающий генератор звука.

 

◦ Существующие вековые традиции при строительстве музыкальных инструментов в основном сформировались из двух простых задач : звучать и сохранять форму . Внутреннее и внешнее... ◦ Звучание же часто противоречит форме - вибрация деки демфируется, а чаще даже практически глушится усиляющими элементами, такими как пружины и футора, подставка же передавая вибрацию струн , также является и главным деформирующим элементом деки... ◦ Сегодня предлагается расмотреть только классические деки изготовляемые из массивной радиального распила доски. ◦ Пружины ставятся в местах максимальных деформационных изгибов деки , но как показали мои иследоваеиия часто это блокирует зоны активного резонанса, так называемых «мод», отвечающих за частоту излучения ноты или вернее спектра музыкальных нот. Но всё начинается с ОБРАЗА инструмента и мои абрисы рисуются исходя из метода древнеславянских построений основанных на саженных размерениях, но это отдельная великая тема достойная глубокого изучения, сегодня же обозначим что ламинарность линии любого элемента обязана быть осмыслен мастером и изготовлена с максимальной тщательностью и из верно подобранное материала. К примеру корпус моей гитары ИСТОК обычно строится из комлевой части клёна, а верхняя дека из горной ели, грифа же из массива красного канадского кедра изготавливаются с профилированной накладкой из морённого черного дуба или африканского эбони и украшаются головкой в русском стиле снабженной прецизионной механикой, а низильберовые лады пожизненно гарантируют точность каждой извлеченной ноты. Внутри корпуса инструмента имеется оригинальное продолжение грифа, к которому крепятся регулируемые держатели струн. Такое эволюционное развитие системы крепления струн обеспечивает практически гомогенное состояние деки, как мембраны, исключающие традиционные негармоничные деформации и напряжения. Каждая верхняя дека строится мной индивидуально, согласно своим природным прочностным и акустическим характеристикам. Все параметры деки формируются и проверяются на специально разработанном акустической стенде, или как я шучу - деревянном компьютере.


Древесина десятилетних выдержек ещё более акустически улучшается в вакуумной камере с температурно-высокочастотным воздействием, что гармонизирует резонансные характеристики и обеспечивает стабильность линейных изменений деки и существенно улучшает легато. Розетки набираются вручную и являются драгоценным украшением деки при выборе декора гитары и могут быть изготовлены по дизайну тройного кольца из бронзы, серебра, золота украшенные природным перламутром, или же традиционно собираются по технологии чертозианской мозаики набранной из четверть миллиметрового натурального окраса разнообразного шпонов. ◦ К примеру резонаторное отверстие гитары, модели ИСТОК, голосник, изготавливается на обечайке верхнего овала, с обоих сторон от грифа, что позволяет акустически наиболее точно контролировать музыкальное исполнение. Но главное дека не разрывается отверстием, что сохраняет её прочность. ◦ Голосник может быть украшен резьбой согласно солярного знака рождения музыканта. Струнная подставка из чёрного дерева или амаранта и косточкой из мамонта, имеет индивидуальный механизм юстировки угла вхождение струны, что обеспечивает тональную калибровку всего аккорда струн. ◦ Так же предлагается установить подлокотник, расположенный на краю деки и защищающий её от демпфирования правой руки. Каждая гитара вручную полируется щелачным лаком и грунтуется изнутри прополисом настоянном на полыни. Дополнительно гитара может быть оборудована стереоакустическим датчикам для подключения к усилителю. И конечно же инструмент поставляется в кевларовом термо футляре с внутренним гигрометром. Это короткое описание может и должно показать насколько тщательно и ответственно обязан работать мастер если он стремится строить великие концертные инструменты, а не мебель со струнами... По каждой детали можно подготовить отдельную лекцию , но на сегодня предлагаю ознакомиться с одной , фундаментальной темой - «Эволюционной методикой проектирования и строительства дек музыкальных инструментов». И так, вначале рассмотрим мой «деревянный компьютер»:


Эти резонансные фигуры или моды часто называют фигурами Хладни, в честь немецкого физика Эрнста Хладни, который первым разработал эту технику в девятнадцатом веке. Как мы знаем, упругие тела могут совершать довольно сложные колебания, при которых они сжимаются, растягиваются, изгибаются и скручиваются. Тем не менее, колебания любого упругого тела можно представить как комбинацию накладывающихся друг на друга более простых нормальных колебаний. Вот так выглядят несколько нормальных колебаний простейшего упругого тела – одномерной натянутой струны.


Современные технологии теперь стали доступны каждому пытливому мастеру, к примеру, для звукового возбуждения деки, при её исследовании, применяется широкополосный излучатель-динамик с усилителем и сканирующий генератор с возможностью ручного управления, что для организации этого, ещё недавно потребовало бы значительных усилий, а сейчас любой из вас зайдя в интернет бесплатно найдёт в сети программу «Генератор тона» и сможет начать проектировать деку исходя из её прочностных и тональных характеристик. Сам стенд , это рама с закреплённой на ней декой которая возбуждается звуковой волной из динамика расположенного под декой, и на которой рассыпан тонкий слой любого порошка : соли, перца, Иван-чая... Основной принцип формирования конструкции деки - это определение активных излучающих зон , тн «мод», которые необходимо обустроить пружинами и ни в коем случае не пересекая ими моды, а распологая пружины строго в зонах узлов, но не пучностей.


Определив самый низкий тон деки, тн основной тон, нужно так же определить от него гармоники с их модами, что и позволит спроектировать всю схему пружин. Для этого всего лишь меняем частоту генератора и наблюдаем резонансы деки с характерными зонами активности, которые рисуются порошком... Разработав пружинную схему , как обычно клеим пружины, профилируем их и далее отстругиваем их исходя из нагрузки на деку образуемую натяжением аккорда, сейчас натяжение струн всегда пишут на упаковках. Тк эпюра напряжения считается как cos угла вхождения струны на перелом края подставки, определяем этот угол и множил его на соs, и таким образом расчитываем давление струн в кг перпендикулярно на деку. Естественно нужно знать какой аккорд вы планируете одеть на инструмент, и соответсвенно построить конструкцию деки под конкретную нагрузку. К примеру , сейчас появились карбоновые струны, которые по отзывчивости пожалуй лучше чем металл , но в тоже время также по параметру эластичности позволяют снизить нагрузку на пальцы музыканта. Отдельно нужно рассмотреть мензуру, которая значительно определяет общую динамику и носкость звукового давления, тн «дальнобойность»,важный параметр для концертного инструмента. Такая наука как СОПРОМАТ позволяет с высокой точность определить максимальную прочность конструкции при минимальном весе, что собственно и позволит музыкальному инструменту построенному по этим законам звуча претендовать на уровень мировых образцов... Главный, основной принцип «Эволюционной методики проектирования и строительства дек музыкальных инструментов» это сотрудничество, а не столярное насилие над материалом деки , это взаимодействие обеспечивающие её максимальное раскрепощение, при сохранении гарантированных прочностных характеристик, тем самым достигая гармоничной работы всего инструмента. Основные (или низкие) резонансы в верхней и нижней дек являются важными факторами в основной тональности любого музыкального инструмента. В действительности, каждое колебание представляется стоячей волной, которая, в отличие от бегущей волны, стоит на месте и обладает своим рисунком распределения амплитуд колебаний по пространству. На этом рисунке можно выделить пучности – точки, где амплитуда колебаний достигает максимумов, и узлы – неподвижные точки, в которых амплитуда колебаний равна нулю. Кроме того, каждая такая волна колеблется со своей собственной частотой. В случае струны, как можно заметить, частота колебаний стоячей волны увеличивается с ростом числа узлов и пучностей.


Каждое нормальное колебание представляется стоячей волной, которая, в отличие от бегущей волны, стоит на месте и обладает своим рисунком распределения амплитуд колебаний по пространству. На этом рисунке можно выделить пучности – точки, где амплитуда колебаний достигает максимумов, и узлы – неподвижные точки, в которых амплитуда колебаний равна нулю. Физика музыкального инструмента настолько сложна и так мало понимается, что настройка резонансов верхней и задней дек на определенных частотах может быть только приближённым показателем , некой формой стенографии всего, что происходит. Тем не менее, эти резонансы, похоже, определяют качества, присущие характеру инструмента. Я всегда строю свои лекции как диалог, поэтому прошу коротко писать мне вопросы, на которые я обязательно отвечу. Прошу начинать писать прямо сейчас…а пока вы обдумываете и пишите, для вас прозвучит русская музыка исполняемая замечательным гитаристом, Лауреатом многочисленных международных и российских конкурсов - Аркадием Иванниковым , и так, звучит .......&пьеса& Благодарю Валерия Гребенникова устроителя этого музыкального праздника, многолетне делающего огромные усилия ,чтобы Фестиваль радовал исполнителей и давал им возможность проявить свой талант! Отдельная благодарность ректору Академи им. Гнессиных Галине Васильевне Маяровской давшей возможность проведения этого фестиваля и этой встречи коллег и соратников музыкального искусства ! Вам же мои сотоварищи, музыкальные мастера России - искренне желаю творческого Развития и Успехов! Мой сайт http : GUITARIUM.ru